Эссе конкурсантов

Печать

Традиционно мы знакомим вас с эссе конкурсантов на тему "Моя педагогическая философия".

 

Ахметова Наталья Владимировна

 

Ahmetova Я – воспитатель! Я горжусь своей профессией, что детство проживаю многократно…
Почему я выбрала профессию воспитатель? Ответ очень прост. Я люблю детей! Каждый выбирает дорогу жизни по – своему… Главный вопрос, а правильно ли я сделала свой выбор? Да, спустя 13 лет, я могу с уверенностью сказать: - Я воспитатель! Я горжусь этим!
У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям. И я с удовольствием воплощаю её в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству: любовь к родителям, улице, своей Родине. Как говорил Л. Н. Толстой: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно ходишь в детский сад к детям.
Немаловажную роль в выборе моей профессии сыграли люди, которые первыми встретились в моей жизни – это первые воспитатели и первый учитель.
Когда я вспоминаю детский сад, куда я ходила в детстве,  в памяти всплывают  добрые глаза воспитателей, которые встречали меня каждое утро. Прошло столько времени, а я до сих пор помню, как зовут моих  воспитателей.  Их  доброта и забота навсегда остались в моем сердце. Может быть, поэтому еще тогда, я решила, что очень хочу быть похожей на них.
Моя первая учительница – кладезь ума, доброты, чуткости. Я просто была влюблена в нее. Меня очаровал добрый ласковый взгляд, охватывающий все и всех вокруг, напевный нежный голос, который может успокоить этот ревущий поток неугомонных сорванцов. Сколько душевной силы и доброты вложила она в нас. Мы были для нее родными детьми.
Когда  пришло время выбирать свой жизненный путь, из множества профессий  я выбрала одну – воспитатель детского сада.
Мой выбор не одобрили ни родные, ни знакомые. Родители очень хотели, чтобы я получила экономическое образование, но наперекор  всем я подала документы в педагогическое училище, на дошкольный факультет.
И вот я в детском саду. Мне и трудно, и очень интересно. На мне большая ответственность за жизнь детей и их развитие. Как вести себя? Показать, что я очень строгая тетя, и меня попробуй, ослушайся? Нет, у меня так не получается. Да так и не должно быть, я чувствую себя совсем иначе. Дети для меня друзья, младшие коллеги. Относясь к ним уважительно, серьезно воспринимая их проблемы, стараюсь заслужить  у них доверие и уважение. Испытываю  огромное удовольствие, когда вижу, что сумела передать детям частицу своих знаний, воспитала в них доброту и терпимость.
Профессия воспитателя ответственная, серьезная и, в то же время очень светлая, приносящая радость от общения с детьми. Я достаточно требовательна к себе, так как воспитание и развитие ребенка должно начинаться в первую очередь с развития личности педагога. Стремлюсь к  созданию оптимальных условий для развития дошкольников, постоянно ищу что-то новое, интересное, чтобы они получали радость от общения со мной, от общения друг с другом. Я тщательно отбираю методы и приемы, технологии и методики для своей работы, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – не навредить ребенку!
Как говорил В. А. Сухомлинский: «От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце – от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш». Я стараюсь подобрать ключик к каждому ребёнку.
Терпение, внимание и понимание каждого! Вот мои принципы. Я зеркало, в которое смотрятся дети. Поэтому, стремлюсь быть человеком в полном смысле этого слова: добрым и искренним, креативным и с чувством юмора. Что я и стараюсь развивать в детях.
Каждый день, когда видишь  распахнутые навстречу тебе детские  глаза и  жадно ловящие каждое твое  слово малышей, понимаешь, что ты  нужна им. Секрет их чистой любви прост: они открыты  и простодушны и  для меня лучшая награда –  их радостная улыбка и  слова: « Вы завтра придете снова?».
Педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому воспитателю применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого  ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность  помогут подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.  В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникативные технологии, так как современную образовательную деятельность  невозможно представить без технических средств обучения. Поэтому, сейчас важна информационно - технологическая компетенция учителя. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего   «я» в профессии.
C моей точки зрения, профессия педагог – это не просто должность в графе «профессия». Это особое состояние души, образ жизни и мыслей.
Важно всегда помнить, что педагог - это человек, на которого смотрят главные люди планеты – наши дети. И если они хотят быть похожими на меня,  значит, я не зря занимаю свое место. Я  объясняю своим малышам  простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Для меня  очень важно лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Я советую, объясняю, показываю, направляю, импровизирую и т.д. А также вместе с детьми играю, радуюсь, огорчаюсь, удивляюсь, сержусь, наблюдаю, творю, изобретаю, развиваюсь и конечно же обучаюсь. В разных ситуациях я рядом с детьми учусь наблюдать за их деятельностью, взаимоотношениями со сверстниками. И вместе с ними учусь видеть их глазами мир, в котором они живут.
Я думаю, что педагогическая философия - это точная и чёткая система взглядов педагога на возможности своей профессии, состоящая из целей, задач, методов и приёмов обучения и воспитания. Моя педагогическая философия заключена в моей профессиональной деятельности, в том, как именно я понимаю и отношусь к своей педагогической деятельности. Педагогу нужно быть «ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы».
Дети приходят, растут вместе с тобой, И ты понимаешь, что любишь их. Разных: и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!» Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.
А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою жизнь
Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. Ты плачешь, раз в четыре года, в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Саши, Насти, Аленки и Миши …. уже не будет в твоей группе. Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя …. – и это грустно, каждый раз это очень грустно.
И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда.
Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаешь – ты им нужна. И так из года в год, из поколения в поколение….
Я уверена, что я правильно выбрала для себя профессию. И я с большим удовольствием хожу на работу, зная, что меня ждут, и любят дети.
Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот дом, цветущий детским весельем, играми и знаниями.

 

Бронникова Ольга Юрьевна

 

Bronnikova

Человек без мечты,

что птица без крыльев.

 

Мечта ведет за собой, мечта, как маяк, не дает сбиться с пути, особенно когда ищешь себя…

Чтобы пережить подростковую бурю, нужна мечта. И у меня она появилась – я захотела стать психологом. Вначале я не осознавала до конца всю глубину этой профессии. Кто такой психолог? Волшебник - вот что первое приходит на ум. Он видит дальше, видит глубже, чем остальные. Он как хранитель ключей от всех замочков человеческой души. Все это я поняла после, а пока я еще только входила в это волнующий мир психологии.

Восточная мудрость гласит, что случайности не случайны, во всем есть свой смысл и логика. Вот и по определенной логике мы с подругой пришли в УПК на специальность «Психология». Спасибо большое замечательному педагогу – Панферовой Екатерине Владимировне за то, что открыла для меня волшебный мир психологии. Вторник стал моим самым любимым днем, потому что именно тогда я погружалась в царство Психеи.

Моя мечта вела меня, и я точно знала, что обязательно продолжу изучать самую загадочную из всех наук. И вот я отучилась в институте и стала дипломированным специалистом. Моя мечта сбывалась, но передо мной опять встал выбор – сделать психологию делом своей жизни или оставить, как хобби. Я выбрала первое, потому что поняла, что психология и есть жизнь, это воздух, которым я дышу.

Много вопросов поставила передо мной эта наука, главный из них – это вопрос о счастье, но не в том повседневном понимании, а в глубоком смысле счастья быть собой, понимании себя, любви к себе. Ведь еще Зигмунд Фрейд сказал, что все проблемы родом из детства.

И вот я выбрала дорожку детской психологии, чтобы помочь чистым детским душам найти свой путь. Ведь не секрет, что порой взрослые, когда воспитывают своих детей, часто видят в них себя и пытаются в детях реализовать свои, так и оставшиеся невоплощенными, детские мечты. Это неправильно. Ведь каждый ребенок уникален, у каждого есть свой потенциал, который ему предстоит раскрыть. И тут задача родителей и окружающих взрослых – помочь ребенку идти СВОЕЙ дорогой, раскрывая СВОЮ индивидуальность.

Деятельность дошкольного психолога интересна, но, в то же время, сложна и многогранна. Тут я являюсь вдохновителем и наставником, Главная цель моей работы – помочь детям раскрыть себя, полюбить себя и окружающий мир.

Чтобы быть успешной в своей профессии, нужно следовать ряду правил, которые я стараюсь донести до родителей и воспитателей:

Правило 1. Самое главное правило -  «Не навреди!».

Правило 2. Надо «жить жизнью детей», смотреть на мир их глазами, только тогда мы сможем понять их.

Правило 3. Надо быть сдержанным и терпеливым. Развитие человека не терпит суеты.

Правило 4. Если ты не прав и понимаешь это, то нужно попросить прощения и у ребёнка, и у взрослого.

Правило 5. Доверие к детям помогает им повзрослеть.

Правило 6. Нужно хранить детские тайны - это порождает доверие между взрослым и ребёнком.

Правило 7. Не стоит требовать от ребёнка невозможного, следует учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Правило 8. Нужно искать разные способы и методы, чтобы научить ребёнка, тому, что знаешь и можешь сам.

От нашего отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, его взаимодействие с окружающим миром.

Результатом своей деятельности я вижу ребёнка, который желает узнать всё новое, интересное, он уверен в себе и в своих возможностях, имеет адекватную самооценку, умеет переживать за другого.

Практика – критерий истины. Диалог – способ решения всех противоречий. Противоречие – движение вперед, т.е. развитие. И я развиваюсь вместе с детьми, с которыми работаю. Я смотрю на них и вижу будущих ученых, военных, музыкантов, может даже и будущих космонавтов. Я в них верю. И я счастлива от того, что моя мечта продолжает сбываться!

 

Гурина Ольга Леонидовна

 

Gurina Учитель, педагог, преподаватель  – эти слова знакомы каждому с детства,  знакомы и понятны.
Быть учителем – это любить и быть любимым, учить и учиться, развивать и развиваться, сопереживать и нести ответственность. Каждый день, общаясь с учениками, учитель открывает для себя что-то новое, сопереживает их успехам и неудачам, несет за них ответственность, любит их. Меняются дети, и вместе с ними меняется и учитель. Учитель – это и помощник, и советчик, и союзник, и друг. Необходимо в каждом ученике увидеть личность, уметь распознать в нем хорошее, чтобы потом умело опираться на это хорошее в общении с ним. Ученики чувствуют уважение и начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты  и теплые слова.
Нет неспособных детей, а есть взрослые, которые не хотят верить, что ребенок – личность, индивидуальность. И задача учителя здесь - помочь ученику найти себя, открыть свои способности, развить таланты.
Я учу своих учеников быть счастливыми и радоваться удачам и успехам, верить в свои силы и не отступать перед трудностями. Я учу их добру и справедливости. Я учу детей, учась у них.
Моя педагогическая философия – это прежде всего, педагогика любви и творчества. Если педагог не любит свой предмет,  его никогда не полюбят его ученики, это область знаний пройдет мимо них, если же учитель не любит детей, то он сам останется обделенным, а его ученики несчастными. Я счастливый человек в профессии, я не перестаю радоваться постоянным открытиям, которые несет мне мой предмет,  и не устаю удивляться, наблюдая, как растет, взрослеет на моих глазах маленький человек. Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно разнообразно. Оно создает благоприятную эмоциональную атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.
Любовь к детям, любовь к предмету, который преподаешь, творчество во всем и способность удивляться миру вместе с учениками – вот главная составляющая успешного и востребованного педагога.
На плечи учителя ложиться огромная ответственность. Ведь ребёнка нельзя обмануть, нельзя притвориться или сыграть, они видят насквозь. Самое большое разочарование в жизни ребенок получает, пережив обман в детстве. Главным показателем успешности учителя является отношение к нему детей, степень их доверия и благодарности к нему.
Каждое наше совместное с детьми занятие – это всегда праздник, поиск и открытие чего-то нового. Я учу своих учеников видеть прекрасное в самых обыденных вещах, замечать мелочи, самые незначительные на первый взгляд детали. Истинный художник – это тот, кто может почувствовать, ощутить, а не просто увидеть. Как сложно даются ученикам поначалу самые простые задания, и как постепенно, овладевая мастерством, достигают они творческих высот. Счастье для каждого педагога – увидеть плоды своего труда. Ведь дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения .Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам. Моя работа приносит мне огромную радость. Мне комфортно от того, что дети общаются со мной, что я им нужна и как педагог,  и как человек. Я счастлива, потому что могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека .
Я всегда мечтала стать учителем . И моё жизненное кредо можно охарактеризовать двумя словами – учить и учиться. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, общаться, и главное – чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и верить в удачу, учиться у детей и коллег. У детей – взаимопониманию, милосердию, открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учась у коллег, важно помнить: нельзя скопировать и повторить чужой опыт, нужно искать свой путь, свою истину. Главное всегда идти вперед, не останавливаться на достигнутом, искать новые горизонты и  возможности.
Применительно к моей педагогической философии могу сказать так. Каждый урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становиться многолетней.

Капустина Екатерина Владимировна

Kapustina
«Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направить ее в нужное русло».
Януш Корчак
Я – счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим – с нашими детьми!
Любовь к искусству, жажда познать глубже детский мир, оставить в нём крупицы своей души, доброты подтолкнули меня к выбору профессии.
Это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств.
Во-первых, это обязательно любовь, любовь к детям! Ведь без этого качества и не стоит начинать педагогическую деятельность. Для меня это значит принимать их такими, какие они приходят ко мне. Любить детей - это видеть в каждом ребенке уникальную личность, чувствовать сердцем детские проблемы, сопереживать, жить их интересами и мечтами.
Во-вторых – доброта. «Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему»- так утверждал американский философ Генри Торо. Если человек наделен добротой, к нему тянуться, ему раскрываются детские души. Еще великий философ и педагог Лев Николаевич Толстой учил: «Твори добро в мире».
И наконец, чтобы стать педагогом с большой буквы необходимо стремиться всегда к новому, идти по пути познания и самосовершенствования.
Педагоги-музыканты - это особая категория. Это всегда люди творческие, активные, любознательные, открытые для постоянного совершенствования. К таким людям я отношу и себя. Стараюсь никогда не останавливаться на достигнутых результатах, а узнавать и включать в свою педагогическую деятельность новые методы, приемы и технологии по музыкальному воспитанию детей.
Ни в одном учебнике нет готового рецепта педагогического успеха. Каждому приходится составлять его самостоятельно. Я предлагаю свою формулу:
Формула педагогического успеха:
У + С + П + Е + Х
У – педагогу должны быть присущи семь «У»: Увидеть, Услышать, Узнать, Уделить (внимание каждому), Удивить, Увлечь, Убедить.
С – педагог должен стремиться к трем «С»: Сотворчеству, Сопереживанию, Сотрудничеству.
П – педагог должен следовать мудрости Сократа: «Познай самого себя!»
Е – главное для педагога «Единство горячего сердца и холодного разума»
Х - педагог должен знать главное правило: «Хочешь доверительного разговора, не занимай позиции «над» ребенком, опустись до его роста».
Если педагог в работе с воспитанником применяет все слагаемые этой формулы, он получит результат. Его воспитаннику будут присущи:
У – Уверенность в своих силах!
С – Свобода, радость, эмоциональная раскрепощенность!
П – Покой в себе и около себя!
Е – Ежедневное стремление к активным действиям!
Х – Хорошее настроение!
Моя формула направлена на создание у ребенка настроя на преодоление трудностей. Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Я каждый день кропотливо создаю своим воспитанникам ситуацию успеха, даю им возможность пережить радость успеха, стараюсь сделать их счастливыми.
Мои воспитанники это подростки. Всем известно, что подростковый возраст это самый сложный период, как в жизни человека, так и в его воспитании. С одной стороны мои воспитанники еще дети, а с другой – уже достаточно сформированные личности. Иногда они наивны и непосредственны как дети, а иногда могут решить заурядную жизненную проблему неординарным способом. Их «свежий» взгляд на «взрослые» проблемы порой очень необходим мне, и как педагогу, и как человеку.
Мы вместе стараемся пройти нелегкий путь, путь от детства к взрослости. С одни детьми он спокоен, планомерен, а с другими тернист, противоречив. Порой приходится решать отнюдь не «учебные» задачи того или иного занятия, а выступать в роли психолога и друга. Главная задача понять внутренний мир воспитанника, ведь без этого не будет ни взаимопонимания, ни продуктивности работы, ни тем более результата.
Некоторые дети занимаются в коллективе пять и более лет, то есть проходят весь сложный психолого-физиологический период своего развития в моем коллективе. Но пройдя его вместе, мы становимся настоящими друзьями. Мои воспитанники, уезжая учиться в другие города, всегда звонят мне, пишут по электронной почте, приезжая на каникулы обязательно заходят в наш кабинет. Приходят – значит здесь они оставили частичку души и сердца. Ведь человек возвращается туда, где ему было хорошо, с чем вязаны светлые и позитивные воспоминания, где он был понят и принят таким, какой он есть. Ни это ли самая главная награда за то, что на протяжении всей своей педагогически-творческой деятельности я сердце отдаю детям.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека», сказал Сухомлинский В.А. Наша профессия – педагог, учитель – громкой славы, большого благополучия не приносит. Решая посвятить свою жизнь детям, я твердо знаю, что мой труд полезен обществу. Музыкальный руководитель должен быть не только профессионалом музыкального искусства, но и яркой личностью, ведь «Музыка не только доставляет удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» (Д.Кабалевский).
Моя творческая работа приносит мне удовлетворение и радость. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору» П.И. Чайковский.

Кудряшова Евгения Александровна

Kudryashova
XXI век – это век стремительно развивающихся технологий. Еще совсем недавно компьютер и сотовый телефон мы видели только на картинках, а теперь это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы скачиваем фильмы, смотрим прогноз погоды по Интернету, общаемся по скайпу с родными и близкими нам людьми. Сегодня ребенок лучше нас ориентируется в сложном информационном поле и овладевает навыками работы с современными электронными устройствами. И даже годовалый малыш тянется к телефону и уверенно нажимает кнопку приема, чтобы сказать свои первые слова.
Но весь это мир информационных технологий, компьютеров и Интернета таит в себе море опасностей для ребенка: «взрослая» реклама табака, алкоголя, секса, азартные игры, порнография, призывы к асоциальному поведению, насилию и жестокости.
Я думаю, что и мы, взрослые, порой теряем что-то очень важное, какой-то стержень, что мы все более глубоко погружаемся в мир новых техник и технологий, забывая о семье, о своей душе, о ценностях, на которых мы воспитывались.
Как прожить в этом нелегком для нас мире? Что ждет нас и наших детей в будущем? Как не потерять в этом информационном потоке ребенка? На эти «внутренние», «молчащие» вопросы учитель ежедневно ищет ответы, в поиске и я.
Я убеждена в том, что в современном мире ребенка нельзя обезопасить, просто исключив из его жизни запрещенные сайты, средства мобильной связи, ведь «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Важно научить его достойно жить в этом сложном, постоянно изменяющемся мире. Главную роль в этом играют семья и школа.
Поэтому каждый день я задаю один вопрос: «Для чего я иду на урок? Чему самому главному я хочу научить детей?».
С одной стороны, важно воспитать конкурентоспособную личность, научить основным приемам работы на компьютере, освоить Интернет – пространство, познакомить с правилами поиска информации.
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими» (Константин Кушнер).
С другой стороны, с возрастом и собственным опытом педагога, я все отчетливее осознаю, что главная ценность в жизни – Человек! Глобальное развитие общества, его тенденции к лучшему, новому – это конечно, потрясающе. Но выше всего этого человек должен ценить умение общаться, разговаривать, должен уважать других людей,  заботиться о них, иначе можно превратиться в робота, который будет действовать автоматически, а в итоге - к полной деградации общества. Поэтому, воспринимая все информационные системы, навыки, нельзя забывать о человеке, как о личности. Нельзя быть жестоким, бессердечным, безразличным по отношению к ребенку. Есть качество души, которое всегда считалось драгоценным – человеколюбие. И этому тоже должен учить педагог вне зависимости от своего предмета.
Подчас, учитель оказывается единственном человеком в жизни ребенка, который может заложить в нем моральные ценности, установки и нормы поведения. Причина – в том, что ребенок, живущий в неблагополучной семье, просто не видит положительно примера в лице своих родителей.
Поэтому для меня на уроке самым главным вопросом при решении учебных задач всегда остается вопрос: «К чему устремлено сердце ребенка? Что его радует? Что огорчает? Что является смыслом жизни для него?». И только потом я спрашиваю: « Какие знания он получил? Какие интеллектуальные умения у него сформировались?».
Ведь сегодня перед учителями стоит огромная задача не только сохранить тот душевный потенциал, который был заложен в нас нашими предками, но и передать его будущему поколению.
Подводя итог всему сказанному, хочу процитировать слова Серафима Саровского:  «Сей всюду данную тебе пшеницу, сей на благой земле, сей и на песке, сей и на камени, сей при пути, сей и в тернии – все где-нибудь и прозябнет и прорастет, и плод принесет, хотя и не скоро…».

Мокрушина Юлия Александровна

 

Mokrushina

«Отвечая на вызовы – развиваем возможности!»

Эти слова, на  мой взгляд,  очень подходят к моей педагогической философии.

Современный мир очень сложен, он непрерывно развивается, находится в постоянном движении, требует и делает  вызовы обществу. И нынешнее поколение детей совсем по-другому воспринимает окружающую действительность. Чтобы ребенок вырос полноценным гражданином нашего общества, необходимо развивать его возможности с самого раннего детства. Воспитание – это голос души и сердца. И я уверена, что для того, чтобы этот процесс проходил успешно, должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет хорошо и уютно, где его будут ценить настолько, что он станет интересен себе и другим.

Я работаю с детьми с нарушениями речи, которые испытывают трудности в общении,  взаимодействии с окружающим миром.  Как воспитатель, я хочу помочь дошкольникам научиться ориентироваться в этом сложном мире. Поэтому большое значение я отвожу экономическому воспитанию. И не стоит думать, что экономика и дошкольник – вещи очень далекие друг от друга. Уже в дошкольном детстве ребёнок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда делает покупки, соприкасается с социальной действительностью, бытом, тем самым получает экономический опыт.  В процессе воспитания у детей формируются определённые качества личности, они  учатся ориентироваться в происходящем.

Общаясь и играя в экономические игры, мы делаем новые открытия,  удивляемся, узнаём, что такое «твое», «мое», «деньги», «цена», «продать», «обмен», «товар», «стоимость», оберегаем  природные богатства, расширяем  знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.               Мы учимся быть  честными, бережливыми, уверенными в себе, активными  и уважительно относиться к окружающим.

Знакомя детей с основами экономики, мы познаём  многообразие мира, чтобы впоследствии, когда придет пора делать выбор,  дети могли с полной ответственностью, зная  свои возможности, избрать для себя стезю, пойдя по которой будут испытывать радость и удовлетворения от всего того, что они делают.

Одним из важных условий моей работы является совершенствование своего мастерства, использование достижений педагогической науки и передовой практики.

Для меня работа – это вечный поиск, игра воображения и кладезь творчества. Каждый рабочий день – новое открытие, познание и радость от соприкосновения с маленьким и очень любознательным человечком. Он вырастет и обязательно будет счастливым. Я этого очень хочу!

Палега Татьяна Викторовна

Palega

"Как сделать, чтоб ученье в пользу шло?

Гармония нужна - здесь нет сомнений!

От умственной нагрузки - под крыло

Физических активных упражнений"

П.Ф.Лесгафт

 

Каждый учебный предмет решает свою специфическую задачу. Так русский язык обеспечивает овладение умением писать, литература - читать, разбираться в прочитанном, математика - считать. А ЧЕМУ УЧИТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА? Она должна, по моему мнению, учить искусству быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей работе, работе учителя физкультуры, надо исходить из интереса и потребности ребёнка, которому с рождения нужно двигаться, резвиться, падать, кричать и быть, быть здоровым!

В школу дети ходят ради получения знаний, а на уроки физкультуры - ради укрепления здоровья и физического развития, и надо это в первую очередь не учителю, а именно им.

А что в реальности? Болеют дети всё больше и больше. Здоровье нации падает и падает. Оно деградирует. А чем всегда был силён и могуч наш народ? Здоровьем и силой духа! Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - это победа здорового, закалённого душой и телом народа.

Так что же делать? Да просто не сидеть, сложа руки. Надо с первых уроков детей в школе учить их трудиться. Человек рождается на свет, вместе с ним рождается лень, и всю свою жизнь человек борется со своей ленью. Ведь правильно звучит цитата из известной детской книжки Б.Заходера "Мишка - топтыжка": "Если хочешь чему-то научиться, надо очень сильно захотеть и немножко попотеть!"

Как же сделать так, чтобы ребёнок трудился, не принуждая его к этому? Вот в чём проблема. Я думаю, всё напрямую зависит от учителя, от его желания и умения. Ведь физическая культура - это урок, на котором, как ни на одном другом, учащиеся могут отследить реальные результаты своего развития на своих уроках часто повторяю: "Нет учеников неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые", - и поэтому прилагаю максимум усилий, чтобы заинтересовать, убедить, научить каждого ученика трудиться не только на уроке, но и дома.

Ребёнок должен ХОТЕТЬ, МОЧЬ и УМЕТЬ - эти три принципа, по моему мнению, могут обеспечить интерес ребёнка, а, соответственно, и его участие в работе.

"Хотеть" - это постоянное желание ребёнка делать что-то на уроке. Он приходит на урок, потому что ему интересно, комфортно; потому что он уверен, что будет непосредственным участником, а не наблюдателем. А чтобы желание быть участником не пропадало, в каждом уроке должна быть "изюминка". Именно она запоминается, и желание прийти на следующий день подогревается интересом к чему-то необычному.

"Мочь" - это тот реальный индивидуальный показатель здоровья ребёнка, из которого приходится исходить учителю при построении урока на протяжении всего учебного периода в школе.

"Уметь" - этот показатель, безусловно, определяется мастерством учителя, насколько он, как педагог, способен донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы ребёнок научился применять их на практике. У каждого, по моему мнению, есть своя "планка" - тот самый личный предел, освоить который вполне по силам. И самое главное - развивать желание на этих достижениях не задерживаться.

На уроке физкультуры не должно быть такого, когда 10 человек играют, остальные - на лавочке наблюдают. Весь урок - для всех. И для всех он должен быть радостью, рождающейся через игру, общение, помощь, взаимопонимание.

А каким большим подспорьем для оздоровления детей и отдушиной для меня является внеклассная работа! Это те спортивно-развлекательные праздники, где дети не только развивают физические качества в игровых ситуациях, но и, легко вживаясь в разные роли, учатся дружбе, взаимовыручке, проявляют смекалку, находчивость. Ну, а эмоциональности, артистичности бывает даже с избытком.

Получается, что учитель физкультуры должен быть и тренером, и психологом, и массовиком-затейником, и ... педагогом! Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно. Придёт первый класс, смотришь на них и думаешь: "Когда же я вас научу чему-нибудь?" Ничего не умеют, просто руки опускаются. Но проходит год, другой... и понимаешь: "Вот какие стали! И в этом есть частица моего труда". Это так радует!!!

Особую радость я испытываю, видя из окна своего дома многих моих учеников, бегающих и играющих в свободное время на школьном стадионе; встречаясь в выходные дни с ними на лыжной базе, на катке.  Значит, мой труд не прошёл даром, у них есть потребность к движению. А движение - это жизнь.

К сожалению,  в последнее время, мы видим и другую картину - дети часами сидят у экранов телевизоров, игральных автоматов, компьютеров. Техника шагнула далеко вперёд, но она может и погубить человечество. А как страшны монстры XXI века - алкоголь, допинг, курение, наркомания.

И откровенно радует то, что и для Президента РФ В.В.Путина (большого любителя спорта), и для Правительства значимо, каким вырастет новое поколение, и какой будет физическая культура в школе завтра. Потому что без обучения этому предмету путь к здоровью может оказаться труднопроходимым.

В моём видении физическая культура - это единство развития ФИЗИЧЕСКОГО и ДУХОВНОГО в человеке. Формирование культуры движения и культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности.

Попцова Олеся Анатольевна

Poptsova Моим  первым ученикам…
Здравствуйте, мои первые ученики- мои тогда девятиклассники!
Сколько лет прошло, а я вас помню! Вы были моим первым опытом в моей педагогической карьере. Как мне было тяжело с вами… или вам со мной, когда я,  19-летняя девчонка пришла в школу и начала вас  учить жизни. Как вы пропускали мои уроки, сбегали с классного часа…
Только спустя 10лет,  только теперь я понимаю, как вы мне помогли!  Я ушла из школы, тогда в далеком уже теперь 2004 году, но не ушла из профессии, я ушла в детский сад – к малышам!
И жизнь понеслась галопом – ясельки   в садике – светлые глазки малышей, когда они доверяют каждому твоему слову, ловят каждое твое движение и их обманывать нельзя – не получится обмануть такие глаза!  Каждого терпеливо учить есть, пить, одеваться, раздеваться… и вот уже восторженные родители по утрам твердят: «Посмотрите-ка не дает мне его раздевать, все сам да сам!» и понимаешь:  ну ступенька пройдена –не большой, но результат.
А потом разговоры чем же «звери» отличаются от «животных», и почему кулаками доказывать свою правоту нельзя, как подружиться с соседом по стульчику, как освоится в новом коллективе, как быть добрым дружелюбным.
И вот уже забылись мои малыши – вспоминаешь только по фотографиям, а перед тобой большие здравомыслящие люди. Со  своими  маленькими, но проблемами и переживаниями. И уже рассуждения – «как из этого маленького яблочного семечка может вырасти такая большая яблоня, я его все расковырял, а там только что-то белое и ВСЕ!?!»  И удивляешься и поражаешься! Вместе придумали девиз – ВВП  - «Все Всегда Получится!». Как легко с таким девизом по жизни. Стоит его вместе с ребенком произнести, как и карандашик рисует нужную линию, и  полоска бумаги начинает приклеиваться  - сама, как по волшебству.  Стихотворение запомнилось, после волшебных слов. И с другом об игрушке договорились, и помирились, если ссора приключилась.
С удовольствием научилась играть в спектаклях представлениях и на утренниках – я была и Гномом, и Снегурочкой и Дедом Морозом и Бабой Ягой, и даже серым Волком. И не только для своих детей, но и для других групп – радость приятно дарить всем!
Анализируя, понимаешь, что уже четыре года живешь, ешь,  пьешь, учишься  бок о бок с этими первооткрывателями жизни, что своя дочка лишь на годик постарше   шестнадцати «моих» детей. И уже выпускной на носу, а они  упав, все равно бегут – они, мои,  «большие»,  и плачут тихонько приобняв, чтобы другие ребята не видели. И понимаю, что не я им нужна, а они мне  - ведь только с  их помощью я стала педагогом.
"Наш  дети  -  это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее  горе, это  наши  слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. "   говорил  Антон  Семенович  Макаренко, по-моему мнению величайший педагог!
Не знаю, как получилось, но теперь я  - воспитатель, я ВОСПИТЫВАЮ детей!  Представляете, мои девятиклашки!  Этому в институте меня не учили, а на практике мне помогли освоить эту профессию мои дошколята!  И я понимаю – я люблю свою работу.  «Моих» детей, родителей «моих» детей, наш коллектив – молодой и слаженный,   пусть много разных нюансов - твердят в ответ друзья – более успешные, обеспеченные люди. Муж удивляется: «Ты, со своими дипломами сидишь в детском саду!» А мне нравится, я поняла, как сложно быть ребенком, как много всего надо успеть! И я снова и снова проживаю с ними эту жизнь. И пока так будет, я буду всегда молода!
А потом снова будут малыши – светлые доверчивые глазки, нужно  будет завевать их сердца, а я  это смогу – я этого очень хочу!
Бывшие мои, девятиклашки, приводите ко мне своих малышей, я буду расти вместе с ними, я научу их всему, что знаю сама, приводите,  я уверена у нас все получится! Я, думаю смогу помочь им вырасти достойными людьми и настоящими личностями!

Шиляева Елена Геннадьевна

Shilyaeva
Обычный, ничем не примечательный день. Утро, ещё не выбравшееся из ночного мрака. Приглушённые лучи фонарей, оставляющие отсветы на сиренево-фиалковых, мягко очерченных сугробах. А деревья! Запушённые инеем, словно хрустальные, они кажутся нереальными, будто перемещёнными из сказки…
Декабрьский морозец игольчато холодит щёки, снег довольно поскрипывает под ногами… Вот и школа…
Урок литературы в 7 классе. «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя. Изображение козаков (по Н.В. Гоголю) в повести. Страстная речь Тараса Бульбы о товариществе: «…не для того, чтобы ободрить и освежить их, – знал, что и без того крепки они духом, – а просто самому хотелось высказать всё, что было на сердце». Гибель козаков и предсмертные слова, обращённые к тем, кто связан с ними «родством по душе, а не по крови»: «Не жаль расстаться с светом! Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»
11 класс. Литература. Лирика Анны Андреевны Ахматовой. Любовь, Родина, Петербург, Царское Село, Пушкин… И знаменитое ахматовское «я научила женщин говорить…»
10 класс. Мировая художественная культура. Древний Египет. Заочное путешествие в страну пирамид. Осознание, я надеюсь, недолговечности, мимолётности земного пути человека: «Всё на свете боится времени, а время боится пирамид».
А потом – поток профессиональных и домашних дел, кажущихся важными и не всегда являющихся таковыми, но которые почему-то надо обязательно успеть сделать.
Вечером, незаметно перетекающим в ночь, телепроект Первого канала «Голос» – удовольствие для глаз и восторг для слуха. Сколько же у нас в стране талантливо поющих людей! Мурашки от глубины переживаний, а не «от моей Наташки» и почти экстатическое выражение на лице любимого Александра Градского…
Ещё один день прошёл. Обычный, ничем не примечательный день. Но так ли это?
У каждого дня, как и у всякого человека, своё лицо: иногда лик, иногда гримаса. Мир несовершенен, жизнь порой несправедлива, но ведь есть что-то такое, что позволяет если не смириться, то пережить неприятности и двигаться дальше, побуждает стремиться к самосовершенствованию и улучшению окружающей жизни.
Для меня это «что-то» – красота в понимании Фёдора Михайловича Достоевского: «…мир спасёт красота…» (роман «Идиот», часть четвёртая, глава VI). Красота не как объект эстетического наслаждения, а как гармония, внутреннее положительное свойство предмета или явления - природы, искусства, человека, действия, мысли, - но в первую очередь красота необходимого, уместного, точного, выразительного слова:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово (А.А. Ахматова).
Научить видеть и понимать, чувствовать и творить красоту в самом себе, в других людях и в том, что тебя окружает, – это ли не самая благородная цель педагогической деятельности?!