Эссе конкурсантов

Одним из конкурсных испытаний для педагогов является написание эссе «Моя педагогическая философия». Мы предлагаем вам познакомиться  с сочинениями конкурсантов и составить собственное мнение о них....

Кожеурова Елена Николаевна

15
Когда поет душа?
Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает…
Е. Победимская
Родители своему ребёнку дарят жизнь в надежде, что их ребёнок будет сам счастлив и принесёт  счастье им, родителям,  принесёт счастье окружающим. Что такое счастье?  На этот вопрос ответы могут быть  разные. Для меня счастье – найти ответы на простые жизненные вопросы: Что мне дорого? Что важно? Без чего я не могу обойтись?  Согласитесь, что поиск ответов на  эти  вопросы и есть жизненная философия.
Размышляя об этом, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается  работа и начинается личная жизнь. Несомненно, дорога, зовущая и ведущая к счастью – это  педагогический труд, т.к. ведёт к бесконечной жизни в душах моих учеников. Много лет назад, сделав свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Всё имеет свои истоки. Маленькую девочку Лену тоже когда-то учили. Любимый учитель, преподаватель по хору, Галина Васильевна Волгаева, открыла, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха работы с юными музыкантами. Преподаватель должен не «работать с детьми», а жить их идеями, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Поэтому с раннего детства, профессия музыканта манила и привлекала. Очень хотелось научить ребятишек слышать красоту музыки, воспитывать доброе отношение к людям, аккуратность, трудолюбие. Видеть улыбку на их лицах, если все получается, и спешить к ним на помощь в трудную минуту. Прекрасно понимаю: быть преподавателем по вокалу  трудно. Ведь именно в дополнительном образовании  необходимо построить «фундамент» успешности для будущего развития детей, сформировать умение слышать и создать на уроке такие условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребенка. Поэтому важно тщательно продумывать ход и содержание уроков, применять эффективные формы, методы обучения, подбирать оригинальный песенный репертуар и включать игровые моменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, использовать средства обратной связи для постановки общих и личных целей на следующий урок.
Важно уметь создать атмосферу доброжелательности, уважения и понимания, всегда быть внимательным и профессиональным в контакте с детьми, чтобы сделать их активными участниками образовательного процесса, пробуждая стремление к личному росту, к высоким достижениям и сотрудничеству.
Современные требования к дополнительному образованию заключаются не только в обучении знаниям, умениям и навыкам, но и в воспитании у детей современного сознания, которое позволит ему жить и развиваться в окружающем мире.
Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Очень нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «преподаватель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть преподаватель – это и значит жить и быть счастливым.
XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно  представить без новых ТСО. Ведущим среди них уже стал компьютер. Компьютер вошёл и в музыкальную школу, но никакая техника не может заменить живого общения, умения вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, –  лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное слово учителя бесценно. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся, или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена.
Основная задача моей педагогической деятельности –  помочь ученику найти себя, раскрыть свои способности, а может быть, и талант. Понимаю, что это требует определенных профессиональных навыков и педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными, но самым главным на этом пути, является вера в себя и в свои возможности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Что бы хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств.   Главное –  чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих учеников получается – я счастлива.
Так приятно гордиться своими учениками, когда они  одерживают  победы на конкурсе, не боятся творить и ошибаться. И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ. Ради таких мгновений и стоит жить, ведь именно в такие моменты жизни у меня поёт, ликует душа. Это ли не счастье?
Уверена, надежды своих родителей я оправдала: счастлива сама и стараюсь нести счастье окружающим дорогим для меня людям, моим любимым ученикам.

Кухарь Елена Михайловна

1
Перед каждым лежат десять тысяч
дорог, ведущих за пределы круга.
Первый шаг по любой из них может
стать последним.
Последний приведет
на порог вечности…
Стоять на месте – существовать.
Пойти по своему пути – умереть,
чтобы жить.
Вырваться за границу круга –
познать свет.
Во всем мире человеку
принадлежит только одно –
право выбора.
Луис Ривера.
Моим выбором стала профессия педагога-психолога. Еще в школьные годы, принимая активное участие в школьных и городских мероприятиях, я поняла. насколько важны уверенность в себе и умение общаться с людьми. В тоже время я понимала, что не все люди обладают данными умениями, и для этого им нужен знающий помощник, каким может являться психолог, ведь психолог подобен мастеру, плетущему из человеческой души прекрасное кружево, раскрывая ту природную красоту, которая есть в каждом человеке, или наполняющему своей силой, мудростью, теплом и любовью соты человеческой души, помогающему человеку обрести гармонию с самим собой и окружающими его людьми.
Переступив порог университета, я решила для себя, что буду работать в детском саду, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта и, как говорил В.А.Сухомлинский, «Детство –важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Поэтому одной из важнейших задач своей работы я считаю формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру, поскольку для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
И для меня очень важно, чтобы дети на моих занятиях могли ощущать единение друг с другом, свою принадлежность группе, переживать чувство общности и групповой сплочённости, ведь именно это помогает пробуждать у них эмоциональную чуткость, отзывчивость и проявлять уверенность в своих действиях.
Но самым ценным в моей работе является тот момент, когда ребенок, прежде неуверенный в себе, подавляющий свои желания в угоду другим, не выражающий свою точку зрения, начинает меняться и осознавать себя и следовать собственным целям и желаниям, принимать свои решения, охотно взаимодействовать со сверстниками. И такое мгновение хочется получше запечатлеть и сохранить в своей памяти. Это счастье, которое никто не отнимет.
И я благодарна детям: они всегда напоминают мне о том, как радостно и тревожно быть Человеком. Именно у детей  я учусь тому, о чём мы в нашей ежедневной рутине забываем: простоте, полноте, силе, изумлению и любви. Только дети учат меня, что жить нужно настоящим – здесь и сейчас, потому что счастливы лишь те, кто живут настоящим. И вместе с детьми  мы учимся быть открытыми миру, потому что любить другого и быть рядом с людьми – большими и маленькими –самый естественный из даров.

Овсейчик Константин Геннадьевич

07
«Творчество – это успешный полёт мысли
за пределы неизвестного,
оно дополняет знания, способствуя созданию вещей,
которые не были известны ранее».
Питер Хилл
Переодевшись в форму, я захожу в класс. Он пуст, ещё никого нет – рано для учебных занятий. Тишина. Я достаю магнитофон, нахожу нужный мне трек и включаю его... В атмосферу класса втекает медленная музыка. Она мне нравится! Невидимыми коготками она вцепилась в меня и не отпускает. Опираясь на плоскость зеркал, стен, окон и пола, она уводит в другой мир и просит наполнить её пластикой тела. Я импровизирую, руки, ноги, тело двигаются в такт музыки. Я начинаю сочинять…
Знаменитая американская танцовщица и актриса Мелисса Хейден написала в своих дневниках: «Умение танцевать даёт тебе величайшую из свобод: выразить всего себя в полной мере таким, какой ты есть». Выражать своё внутреннее состояние через пластику тела – это дар, это дано не каждому.
Скоро мой коллектив поедет на хореографический конкурс. Нужен новый номер.  Хочется, что бы он был интересным и оригинальным, что бы дети почувствовали то, что чувствую я, слушая эту мелодию.
Мой любимый хореограф-постановщик – Морис Бежар. Он считал, что танец – это универсальный язык общения.
Я продолжаю сочинять... Трек я поставил на «повтор» – я ищу и ищу новую пластику. В классе продолжает звучать музыка, она погружает меня в свой мир, своё настроение. Постепенно моя импровизация превращается в танцевальные комбинации. Я вижу, как будет выглядеть мой новый номер, его композицию, его стиль. Я в восторге! Я – балетмейстер!
В класс заглядывают дети. Сейчас начнётся урок. Дети такие разные. Малыши непосредственны и так доверчиво смотрят на тебя, что невозможно сдержать улыбку. Ты улыбаешься им, и они улыбаются тебе в ответ.  И для меня они все талантливы и все индивидуальны.
Детям не терпится начать урок, и они вновь приоткрывают дверь.
- Заходите, – говорю я.
- Здравствуйте, Константин Геннадьевич!
- Здравствуйте! Как настроение? – спрашиваю я их перед занятием.
- Нормально, - как всегда отвечают они.
- Сейчас разминка, а потом постановка номера, новый танец будем учить!
- Как здорово! Тогда может без разминки, сразу танец?
- Я понимаю, что вам не терпится начать разучивать танец, но без упражнений вы не справитесь с танцем. Там много интересных, технически сложных элементов, для которых потребуется растяжка и гибкость.
Дети сделали поклон, и урок начался.  Мы погрузились всей группой в процесс разучивания танцевальных комбинаций. Дети повторяли за мной, слушая музыку и меня. Мы отрабатывали комбинации. В классе снова зазвучала эта волшебная мелодия. В свой мир она погружала уже не только меня, но и моих учеников. Я уверен в своих детях, они понимают, что танец – это огромный труд, и физический и эмоциональный. Мне нравится, что я могу создать такую атмосферу творчества, когда дети «заражаются» моей энергией, моей идеей, моей магией танца.
Дети несколько раз повторили разученный материал. Я смотрел. Конечно, это было еще не так уверенно и не так чисто по композиции, как хотелось бы. Но мы будем репетировать. Главное, что дети смогли уловить настроение этой волшебной мелодии и ту пластическую индивидуальность, которую я вкладывал в постановку, когда сочинял.
Вот она, МАГИЯ ТАНЦА – то, что я придумал несколько часов назад, воплощается предо мной. Я делюсь своей магией, и она возвращается ко мне МАГИЕЙ ТАНЦА моих учеников.

Подыниногина Наталья Алексеевна

10
О профессии учителя и воспитателя часто пишут высокопарно и неискренне. А у меня в душе вызвало отклик рассуждение Л.А.Никитиной о педагогах: «Обидно, во все творческие вузы, училища – нет отбоя от желающих. А в то же время есть область творчества, значение которого непреходяще, - искусство воспитания, но желание служить этой прекраснейшей из муз явно идёт на убыль… Почему же такая несправедливость? Может быть, одна из причин заключается вот в чём. У деятелей искусств вся «кухня» их тяжёлого кропотливого труда скрыта от глаз публики, а результат… всегда на виду: в цветах и аплодисментах, на экранах и ярких обложках. А у воспитателей всё наоборот: на виду, как правило, вся «кухня» с ошибками, промахами, постоянным «соавторством» окружающих и великим «сопротивлением материала». А результат? Мало того, что дожидаться его можно всю жизнь, так ведь и получиться он может вовсе не такой,  о каком мечталось. Все радости, победные минуты и часы воспитателей, как правило, никому не видны или воспринимаются как должное. Когда встречаешь хорошего человека, редко вспоминаешь его учителей жизни. Вроде бы он таким сам собой получился. А ведь у каждого есть своё начало, сотворённое кем-то».
Каков секрет успеха педагогической деятельности… Кого можно назвать талантливым воспитателем… Мой педагогический опыт недостаточно велик, чтобы ответить на эти вопросы. Но я попытаюсь поделиться своими размышлениями о проблемах воспитания.
Я не открою ничего нового, если скажу, что душевная связь с ребёнком, контакт – первое условие воспитания, первая ступенька. В основе понимания ребёнка лежит внимание к нему. Ах, как все были внимательны к нему, когда он был  новорождённым. Все старались его понять, услышать, почувствовать. Малыш не умел говорить, но взрослые без слов угадывали все его желания. Наш воспитанник – не младенец, он овладел речью и постоянно обращается к взрослым с вопросами и просьбами. Вот только у взрослых не всегда есть желание ответить на его вопросы, услышать его просьбы. Такого не должно случиться, чтобы вчерашний всеми обожаемый малыш незаметно превратился в маленького человека, который всем мешает своими вопросами и разговорами!
С детьми надо разговаривать, и не нам принадлежит последнее слово в определении темы разговора: то, что нам кажется интересным,  им скучно  - и ничего не поделаешь. Настоящий воспитатель сумеет увлечь детей, у него есть в арсенале десятки приёмов заинтересовать маленького собеседника.
Умный и чуткий педагог не будет ни при каких условиях навязывать малышу свою точку зрения. Общение со взрослыми должно способствовать, а не мешать развитию чувств малыша.
Общение взрослого и малыша будет успешным, если оно будет позитивным, если взрослый постарается избегать нудных нотаций и нравоучений. Малыши стремятся скорей стать взрослыми. И это естественно! Нередко им приходится  жить в постоянных ограничениях, запретах – нельзя, не ходи, не трогай, не смей, ещё рано… А мудрость старших: «Тише едешь – дальше будешь», «Семь раз отмерь – один отрежь», «Поспешишь – людей насмешишь»… Разве всегда она применима к маленьким непоседам и почемучкам? Нет смысла воевать с природой ребёнка, переделывать живого, энергичного малыша в какое-то медлительное, всегда спокойное существо.
Нет смысла торопить природу, пытаться ускорить заложенный в ребёнке темп развития. Лучше верить в то, что природа заложила в нашего ребёнка способность стать хорошим человеком, будем верить в ребёнка – и эта вера совершит чудеса. Сосредоточимся на достоинствах ребёнка – и они сами вытеснят недостатки.
Воспитывать – не значит обуздывать, воспитывать – значит создавать.
Понять проблемы малыша можно, если действительно поверить в необходимость «вернуться» (не впасть, а вернуться) в детство, то есть понять и снова почувствовать детство. «Учить детей – дело необходимое. Но весьма полезно и нам самим учиться у детей». (М.Горький).
На мой взгляд, настоящий педагог всегда открыт к новым знаниям, к обучению. Мы учимся у детей… Мы изучаем и берём на вооружение положительный опыт коллег. Мы замечаем со стороны недостатки в воспитательной системе кого-то другого и стараемся избежать их промахов и ошибок.
З.Я.Корогодский в книге «Ваш театр» описывает такую ситуацию. «Однажды в сквере около театра мы наблюдали за шестилетней девочкой, которая возилась со своим 4-летним братом… Как строго она грозила ему пальчиком, как не позволяла отойти ни на шаг, какую выдала прочувственно-нудную нотацию, когда он замазал в луже штанишки… Словом, как она была непередаваемо скучна и как она была похожа на 9 из 10 взрослых, находящихся в этой ситуации. «Да она просто играла в воспитательницу или маму,» - скажет кто-то. Но в том-то и дело, что она не играла в умную и тонкую воспитательницу или весёлую и всё понимающую маму. Она играла в человека ограниченного и нудного.
Весьма возможно, что в свои 6 лет она уже только так и понимает эту роль, роль взрослого, роль воспитателя. В это и играет». Прочитав об этом жизненном эпизоде, я задумалась: а какой образ воспитателя возникает у моих дошколят из опыта общения со мной?
И я  дала себе слово: «Я постараюсь сделать всё, чтобы мои малыши, повзрослев,  вспоминали о днях и часах, проведённых в детском саду, с добротой, нежностью и некоторым сожалением о том, что детство нельзя вернуть».

Решетникова Марина Аркадьевна

11
Чтобы озарять светом других,
нужно носить солнце в себе.
Р. Роллан
Каждая встреча с детьми начинается с простых слов: «Утро доброе! Какой чудесный день сегодня будет!» И сразу в ответ вижу лица, освещенные улыбкой. А кто-то в порыве чувств искренне произнесет: «Я вас люблю!»
Эти слова заставляют забыть о тяготах жизни, о современной системе образования, когда быть учителем, считается, совсем не престижно.
Детская любовь пробуждает во мне источник силы и желания сделать все для этого маленького народа, чтобы их яркие лучики никогда не исчезали, а становились все ярче и теплее. Мы, взрослые, каждый день учимся смотреть на окружающий мир детскими глазами.
Вспоминаю слова моего Учителя: «Не столько важны знания, сколько умение любить детей. Учитель – не тот, кто учит, но тот, кто учится постоянно сам».
Быть учителем – быть не рядом, а вместе с детьми, уметь понять их внутренний мир, принять, помочь, развить, раскрыть, зажечь из «звездочки». Как это порой бывает непросто. Возникает много вопросов, на которые не можешь ответить «здесь и сейчас». И каждый раз создается почва для размышления, поиск путей решения. Ведь человек развивается только до тех пор, пока в его жизни есть вопросы. Как сказал один мудрец: «Если бы я мог ответить на все вопросы, мне стало бы неинтересно жить!»
Чтобы ребенок рос в гармонии с самим собой, очень нужна любовь родителей. Как сильно влияют родительские конструкторы на ребенка. Родительская потребность объяснить детский внутренний мир отражает их желания, страхи, надежды. А если есть противоречия между представлениями родителей о ребенке и тем, что испытывает он сам? Тогда могут возникнуть серьезные психологические проблемы.
Задача учителя – донести до родителей то лучшее, что есть в ребенке: и солнце, и звезды.
Без любви нет взаимопонимания, нет доверия ребенка к взрослому. Но и этого мало, необходима каждодневная вдумчивая поддержка детского развития. Только в этом случае будет достигнут положительный результат даже тогда, когда его достижение дается с большим трудом.
… И снова наступило утро. Снова я летящей походкой иду на работу, где меня любят и ждут дети.
Это ли не есть счастье? Счастье – это не обстоятельства, счастье – это выбор. Я свой выбор сделала!

Рылова Оксана Васильевна

16
Путь… У каждого свой путь, поскольку если человек обладает свободой выбора, то сам и строит  свою жизнь. Созидание и творение собственной жизни и есть Путь.
Простой Путь – это судьба, как она сложилась. По принципу: «Чему быть суждено – непременно случится, но не больше того, чему быть суждено» (О.Хайям). В этом смысле каждый имеет собственный путь. Это путь активного приспособления
Следующий уровень – самореализация или самоосуществление – это стать самим собой, реализуя весь свой потенциал и внутренние ресурсы. При этом, становясь самим собой, принять вызов в противостоянии: моя уникальность – и вся остальная жизнь, и в этом противостоянии творить свою жизнь по своему усмотрению, насколько позволяют обстоятельства, но преодолевая их. Это – самоопределение.
Третий Путь – проходит в ином измерении – это переопределение себя, новое самосоздание или самотворение. Движение по направлению к неизведанному. Превзойти самого себя, самопреодоление. Этот третий Путь, по-моему, имеет множество троп.
У каждого Пути есть свои правила, традиции. Но, по всей видимости, правила, методы, приемы только обобщают прежний опыт, но не обязательно, что будут помогать в дальнейшем. Опираясь на эти правила, каждый впоследствии должен переработать их под себя. И поэтому, вероятно, у каждого свой путь, единственный и уникальный.
Когда я была ребёнком, только-только начинающим осознавать своё «Я» и мечтающим о будущей «взрослой жизни», у меня возникло желание стать АКТРИСОЙ, а когда училась уже в начальной школе - УЧИТЕЛЕМ. Конечно, я, как и все дети, с удовольствием, играла «в учителя», вела «классный журнал», «учила» кукол и воображаемых учеников. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить образование и вернуться в школу. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»…
Почему я работаю учителем?  Я не работаю учителем, я- учитель. Мне нравится быть учителем.
По-разному приходят в школу учителя и по-разному складываются их судьбы. У каждого из нас есть свой учитель – учитель, оставивший свой след в душе. Сколько бы лет ни прошло после окончания школы, о нём всегда вспоминаешь с чувством глубокой благодарности, с теплотой и нежностью. Школьные годы остались далеко позади, но в памяти сохранились все те педагоги, которые ежедневно входили в класс, чтобы поделиться с нами своими знаниями. Все они были такие разные: строгие и требовательные, внимательные и заботливые, знающие и терпеливые. А самое важное: меня воспитывали замечательные, талантливые учителя, которым я благодарна по сей день, они и пробудили мечту стать похожей на них, учить ребят всему новому и интересному.
И вот двенадцатый год я переступаю порог школы в качестве учителя. Это мой второй дом, в котором есть  и радость побед, и слёзы огорчений, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать…. Я хорошо помню свой первый рабочий день. Это было 1 сентября 2000 года, я встречаю восьмиклассников, вокруг улыбки, пытливые глаза учеников, море цветов. Но больше я вспоминаю свой первый урок. Я так боялась, что дрожал голос и я сама себя не слышала, а дети «расплывались» перед глазами. Конечно, сейчас я понимаю, за мной наблюдали, присматривались, а я старалась делать так, чтобы не подводить тех, кем гордилась, кого любила и уважала.
Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь, наверное, это и есть мой Путь, зовущий к счастью, к бесконечной жизни в душах моих учеников.
Иногда мои друзья спрашивают: «Сколько времени длится твой рабочий день?». А я отвечаю: «Я работаю всегда, потому что я – учитель. На уроке, во время чаепития, когда еду в автобусе. Я учитель даже во сне. Мне снятся мои ученики, уроки. Во сне приходят мысли, которые потом воплощаю в реальности.
Прошло одиннадцать лет, но я до сих пор с волнением прихожу в свою школу. Я очень жду своих ребят с их вопросами, просьбами. Я благодарю их за доверие, за искренность и в свою очередь стараюсь сделать так, чтобы им было интересно и увлекательно. Вместе с учениками всегда узнаю что-то новое, вижу себя с другой стороны, замечаю, в каком направлении мне надо двигаться дальше. Поэтому процесс обучения я всегда рассматриваю как взаимообогащающий. Недаром педагог В.Зубков сказал: «Лучший ученик в классе - это сам учитель». Я бы даже сказала, что учитель обязан быть лучшим учеником в классе.
Дети удивительны и непредсказуемы. Порой они нас огорчают, порой радуют. Подчас они задают вопросы, на которые трудно ответить. Иногда перечёркивают, как тебе казалось, замечательно подготовленный урок. Чтобы стать авторитетом для современного школьника, надо много знать и уметь, а это требует от учителя немалых сил и времени. Но мы счастливы, когда видим их успехи, пускай даже и очень маленькие. Наверное, это чувство сравнимо с ощущениями дирижера, который долгое время работал с музыкальным материалом, репетировал с оркестром, помогал музыкантам настроиться на один лад, и вот – взмах палочки, и зазвучала прекрасная, гармоничная музыка.
Дети заставляют нас жить сегодняшним днём, хотя настоящий учитель должен смотреть далеко вперёд. Главное, чтобы ученик тебе верил. Дети очень тонко чувствуют фальшь. С ними не надо заигрывать, а необходимо вести разговор на равных, прислушаться к мнению ребят, постараться их понять. Они тоже имеют право на свое мнение, пусть не всегда верное. Но в том-то и заключается наша педагогическая мудрость: сделать свою работу так ювелирно, чтобы ребенок подумал, что он сам пришел к верному решению.
Что важно для меня в процессе обучения? Наверное, мои приоритеты совпадут с мнением любого увлеченного своим делом учителя. Один из важных моментов обучения – это создание на занятии условий для АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ между учениками, условий для сотрудничества и взаимоподдержки, чтобы учащиеся могли стать друзьями или «добрыми соседями». Я стараюсь превратить процесс изучения языка в СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ. Когда я планирую занятие, я стараюсь организовать максимальное СЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, продумывая коммуникативные задания и шаги для достижения учебных задач. Отправной точкой в обдумывании заданий для меня является тезис о том, что язык – это СРЕДСТВО общения, следовательно, ситуация для общения должна быть близка к жизненной, чтобы ученик захотел говорить и начать общаться.
Я убеждена в том, что в жизни ученики обретут необходимые им знания, умения и навыки и каждый выберет свой Путь, единственный и уникальный. Главное – научить их учиться, как можно дольше сохранить желание учиться, чтобы превзойти самого себя.
Пройдет время, изменюсь я,  и лишь одно останется прежним: «ЛУЧШИЙ УЧЕНИК В КЛАССЕ - ЭТО САМ УЧИТЕЛЬ»! И я буду работать, чтобы заслужить это звание «Лучшего ученика»!

Субботина Наталия Александровна

12
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет.
Я не могу сказать, что мечтала с детства учить детей, и всё же жизненный путь привёл меня в школу.
Только спустя годы я с уверенностью могу сказать, что большую роль в выборе профессии сыграли мои учителя. Это были поистине талантливые люди, влюблённые в своё дело, понимающие своих учеников. Мудрые наставники, готовые в любой момент протянуть руку помощи и дать нужный совет. Может быть, поэтому уже больше четверти века я – учитель.
Моя педагогическая философия проста. Её можно выразить словами французского писателя Антуана де Сен-Экзюпери «..Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
Какая большая ответственность легла на мои плечи, я поняла тогда, когда, шагнув со школьного крыльца, подошла к своему первому в жизни классу. Я увидела широко распахнутые, полные доверия глаза детей и тревожные взгляды родителей: «Молодая! Справится ли? Можно ли доверить самое дорогое?»
Проходят годы. Меняются люди, но те же пытливые взгляды я встречаю с каждым новым своим набором и ту же тревогу читаю в глазах родителей.
У меня особая профессия. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка. И от меня зависит, как сложится его дальнейшая школьная жизнь. Понравится ли ему учиться? С радостью или с другим чувством он будет переступать порог нашего класса?
Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир.
Несколько часов в день проводит ребёнок в общении со мной, со своими сверстниками. С каждым днём мы становимся ближе друг к другу. У нас появляется много общего: уроки, праздники, походы в театр и даже растение, которое принесли в класс родители, чтобы сделать нашу комнату уютнее. Мы вместе радуемся первой пятёрке, победе в спортивной игре и огорчаемся из-за невыученного стихотворения или забытой дома тетради. Мы всё больше доверяем друг другу. Мы становимся друзьями.  И учимся мы тоже вместе. Я – ученица своих учеников.
Каждый день, открывая дверь класса, я попадаю в мир поиска истин, в мир споров, творчества, переживаний и побед. Сопровождая детей на «дорогах открытий», учу открывать их окружающий мир. Решая математические задачи, размышляя о поступках литературных героев, проникая в тайны литературного языка, наблюдая связи в природе, мои маленькие исследователи учатся самому главному – познавать мир, сравнивать полученную информацию, анализировать, находить закономерности, у детей возникает интерес к изучаемым предметам, который перерастает в желание учиться, постоянно узнавать новое.
Дети заставляют меня идти вперёд и не останавливаться на достигнутом. Моим ученикам уже неинтересна картинка в «Букваре», им хочется знать и видеть большее, и каждый день, готовясь к уроку, я думаю о том, чем порадовать и удивить их завтра. Я открываю энциклопедии, выхожу в Интернет, потому что знаю, что они ждут новых знаний, и я не могу обмануть их ожидания.
Быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом.  Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

Харюшина Ольга Владимировна

13
Что-то в груди теснится:
Хочется разбежаться
И, словно большая птица,
В лазурное небо вжаться,
И в радуге искупаться,
И  облаком утереться,
И без конца восхищаться,
Что есть этот мир –
МИР ДЕТСТВА.
Я очень счастлива оттого, что став взрослым человеком, живу в мире ДЕТСТВА. Мир детства неповторим, и не каждому взрослому человеку выпадает счастье ежедневно, ежечасно бывать в этом сказочном дворце. Что позволяет мне быть жителем  этого мира? У меня есть пропуск  - моя профессия.
Воспитать человека! Всего два слова, но за ним целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд – труд воспитателя. Моя профессия очень емкая, она позволяет проявлять себя с разных сторон: мы артисты и строгие педагоги, добрые родители и дети.
Проживание в волшебном мире дошколят навело меня на рассуждение. А что такое ДЕТСТВО?
ДЕТСТВО – ДЕТИ ЕСТЬ ТВОЕ СЕРДЦЕ, ТВОЯ ВЕРА И ОПОРА.
Ребенок, словно незаполненный сосуд, который наполняется по мере взросления и от того чем и как он будет наполнен, зависит вся его дальнейшая жизнь. Как  отзовется в детском сердце мое слово, что дадут этим крохам мои знания, каким станет каждый из этих маленьких человечков, по какой дорожке пойдет, что выберет в жизни? Эти вопросы волновали меня всегда.
Работая более десяти лет воспитателем в дошкольном учреждении, я определила для себя основные приоритеты:
- детский сад должен стать родным домом для дошкольников;
- продолжать расти вместе с воспитанниками, и учиться от них многому;
- понимать и принимать детей, радоваться их успехам и сопереживать их неудачам;
- позволять дошкольникам приобретать собственный опыт.
И закончить свои размышления я хочу такими словами:
Без чего я – это не я
Без профессии и детей.
Какие они, мои дети?
Словно цветы на лугу
Они лучше всех на свете,
Без них я уже не могу.

Логинова Светлана Анатольевна

2
«Есть люди, даром творчества полны,
И этот дар, с любовью отдавая,
Горят, как маленькие яркие костры,
Своим теплом детей всех согревая!»
«В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании... для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту... каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви». ( Джон Пауэлл)
Любовь к детям - самое сильное чувство на земле. Ничто не может с ним сравниться! Можно ли чем - то измерить это чувство? Конечно, нет! Что может быть сильнее, чем любовь к своим малышам? Ничего. Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю.
Многие известные, знаменитые и успешные люди стали такими благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. И в этом им помогали, прежде всего, те, кто был рядом с ними в самом начале их жизненного пути, в том числе и педагоги дошкольного образования. С помощью своих воспитателей дети познают окружающий мир, учатся любить, дружить, творить.
Воспитатель, это отдельная, специальная профессия - быть соратником, напарником ребёнка в его удивительном путешествии по широким просторам детства.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка. Необходимым условием его развития - является его активность, т.е. движение в направлении реализации собственной внутренней потребности. Она способствует открытию и познанию мира. Основной вид деятельности, где формируется активность - игра, поэтому моим приоритетным направлением в работе является развитие детей в игровой деятельности.
Когда я начинала работать в детском саду, скорее всего, не понимала, что сделала важнейший выбор в своей жизни. Позднее, уже имея опыт работы с детьми, пришло осознание, что педагогика - моё призвание! Я сделала свой выбор, считаю его правильным. Делая первые шаги в профессии, я испытывала страх перед детьми, постоянно задавая себе вопросы: «А правильно ли я сделала, правильно ли сказала?» Годы работы в детском саду многому меня научили: принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое, главное - бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо научиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Эти годы - годы радости и огорчений, побед и поражений, годы поисков, раздумий, открытий. Мои ориентиры сегодня - это совершенствование педагогического мастерства через овладение современными педагогическими технологиями, саморазвитие, творческий поиск и проектирование авторской педагогической системы работы с детьми.
Я считаю своим призванием увидеть в душе ребенка то зернышко, ухаживая за которым, можно вырастить замечательного человека. Каждый ребенок талантлив и уникален. И лучшее, что я могу дать детям - это научить их любить мир и себя самого.
Для меня работа - это вечный поиск, игра воображения и кладезь творчества. Каждый рабочий день - новое открытие, познание и радость от соприкосновения с маленьким и очень любознательным человечком. Он вырастет и обязательно будет счастливым.
Для меня воспитатель - это человек, который всегда молод душой, неугомонен и азартен, потому что каждый день, приходя в группу и видя множество детских глаз, смотрящих с ожиданием поддержки, любви, информации, забывает все невзгоды, и карусель детсадовской жизни опять продолжает кружиться.
Пусть так всегда и будет!

Медведицына Ирина Васильевна

3
«Воспитывать легко
с одним условием -
этому надо отдавать всю жизнь»
А.Макаренко

«Все могу, всех люблю, жизнь прекрасна!!!» Такой я вышла из школы, такой остаюсь и сейчас. О многом мечталось и, как педагогу, прежде всего: «сеять разумное, доброе, вечное», учить, воспитывать. Все это было как будто мое, в характере и темпераменте.
Помню себя дошколенком, с увлечением читающим группе сверстников сказку «Петушок и бобовое зернышко». Помню себя студенткой, с волнением ожидающей результата экзамена. И помню первый рабочий день воспитателем в большом, ярком, шумном детском саду. Детские лица мелькают, голоса звенят, каждый ребенок что-то рассказывает, о чем-то просит, каждому необходимо внимание и ласка. Именно в этот момент приходит мысль о том, как много.нужно знать, чтобы ответить на каждый «простой детский» вопрос. Сколько любви, терпения необходимо бескорыстно отдать детям для того, чтобы они расцвели в гармонично развитую личность.
С того первого рабочего дня прошло достаточно много времени. Выработался свой педагогический стиль общения с детьми, пришло осознание того, что не ты подчас учишь и воспитываешь, а тебе доверчиво приоткрывают ворота таинственной страны детства, тебя учат и воспитывают.
Чем я могу отблагодарить детей за доверие? Последовательно, неторопливо, «на одном дыхании» прожить с детьми каждый час их жизни -пребывания в детском саду. Сделать интересное - еще и понятным («как работает подводная лодка?», «почему птицы летают, а мы только с парашютом падаем?»), увлекательное - еще и полезным (занятно играть с глиной; в наших руках глина может оживать и превращаться в игрушку), веселое - еще и творческим (через рисунок танца к творческому самовыражению, через стихи - к ораторскому искусству), а баловство, двигательную гиперактивность, милые сердцу каждого родителя «капризки», - направить в русло продуктивной деятельности, спортивным и иным достижениям.
Благодарность к детям за их открытость, непосредственность, умение обустраивать свой мирок по истинным моральным ценностям - мое кредо, любовь к детям - моя родительская и педагогическая концепция. «Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. (Я.Корчак) В словах Я. Корчака очень точно отражено моё видение педагогической деятельности. Более десяти лет я работаю по комплексной программе «Развитие» О.М.Дьяченко, благодаря которой появилась возможность максимально раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка, а также реализовать свой. Она, на мой взгляд, соответствует требованиям современного образования - это достижение нового качества, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Следуя принципам этой программы, считаю, что традиционное отношение к миру дошкольника, выраженное в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею», должно смениться параметрами «ищу - и нахожу», «думаю - и узнаю», «пробую - и делаю». Моя задача - стать незаменимым и изобретательным товарищем в играх, использовать все достижения педагогики сотрудничества, которая превращается в творческое общение воспитателя с детьми, детей друг с другом.
Для меня важно, чтобы общение с детьми было доверительным, партнерским, основанным на активном взаимодействии. Я стремлюсь к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять, а возносить ребенка, сравнивать достижения лишь с его собственными, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности.
Для меня счастье - улыбка детей при моем появлении. Она ничего не стоит, но много дает, она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Воспитатель, увлеченный своей профессией, осознает важность и нужность своей работы. Считаю, что по-настоящему счастливым может быть только человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию. Свой детский сад, своих детишек и коллег. Моя главная задача -не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас в направлении, которое мне видно.
Весь мой педагогический опыт, как результат душевных переживаний и долгих раздумий, хочу вам преподнести такими поэтическими строчками   >
Всякий труд почётен, уважаем -
Об этом все прекрасно знают.
Но есть такой, который не сравним ни с чем...
Где я работаю? И кем?
Я с гордостью произношу - «воспитатель» -
Душевной доброты и щедрости хранитель.
Профессий много - и они все хороши,
А воспитатель - не призвание, а состояние души.

Оленева Наталия Михайловна

08
Движение - это жизнь! Общеизвестная фраза. Но если задуматься о смысле? Движение - это жизнь. Значит, все, что движется живое. Тогда получается, все что находится вокруг нас - вода, земля, воздух, космос, солнце... Жить в мире, где все живое, гораздо интереснее!
Мы постоянно куда-то спешим, совершаем действия, поступки, идем на работу, в школу, занимаемся спортом, уезжаем на отдых - это все движение. Каждый ставит для себя цель, которую хотим достигнуть; мечту, которую хотим осуществить. Занимаясь спортом, ставим перед собой задачи: занять 1 место на соревнованиях, получить мастера спорта, стать тренером...
А в моем понимании движение - это активный образ жизни для поддержания здоровья, повышения работоспособности, умственных и физических качеств, отличного настроения. При этом необходимо оказывать взаимопомощь, взаимовыручку. В процессе обучения необходимо дать детям знания, умения, вложить в них всю душу, относиться как к личности, находя индивидуальный подход к каждому, чтобы они свой навык смогли применить в жизни, реализовали себя - а это в свою очередь можно расценивать как движение.
Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед. Наша жизнь как борьба. На своем жизненном пути детям приходится преодолевать препятствия, терпеть неудачи, если они случились; работать над самим собой, помогать друг другу. А моя задача помочь учащимся, подготовить их, стать сильнее. Постоянно надо идти вперед, не останавливаясь на достигнутом. При стремлении достичь чего-то, нужно стремиться не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Так в чем же смысл жизни? А смысл в том, что мы должны служить другим и делать добро!

Перевозникова Елена Викторовна

21
У каждого человека есть любимое дело, занятие. У меня – любовь к детям. А это главное для того, кто работает с детьми.
Воспитатель – первый после мамы человек, который встречается ребенку на его жизненном пути.
Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии любить детей. Любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце.
На Земле каждый день рождается множество детей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, сделать великое открытие, – мне это и не важно. Мне важно, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут, и непременно внесут свой посильный вклад во благо нашей Земли. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого воспитанника свой труд, свою любовь, частичку души и сердца.
Я считаю, что каждый ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Работая воспитателем 17 лет, я могу сказать, что вместе с детьми я живу. Они меня учат жить и радоваться жизни, а я помогаю им узнавать и любить красоту нашего мира. И вместе мы счастливы.
В завершении я хочу сказать словами поэта:
«Детский смех
сравниться может с ветром,
С пеньем птиц,
с журчание воды…
Как прекрасно жить на белом свете
Среди этой чудной детворы!»

Please publish modules in offcanvas position.